Тактическое планирование – цели и особенности

Тактическое планирование является промежуточным положением между стратегическим и оперативно-календарным, то есть, между долгосрочным и краткосрочным, и рассчитывается на период, не более 1-2 лет. Тактическим планированием называется процесс принятия решений по вопросам, которые касаются распределения ресурсов в организации, для достижения поставленных целей.
Основные особенности данного вида составления плана
- выполнение тактических решений, меньшей подверженности рискам по той причине, что эти решения направлены на внутренние проблемы
- более доступная оценка результативности решений, потому как результат выражается в цифровых показателях
- кроме сосредоточенности на оценке средних и низших уровней управления, оцениваются продуктивность и результаты отдельных подразделений
Этот вид планирования рассматривают, как средство в реализации стратегических бизнес планов. Основной вопрос, который требует ответа в данном разделе, заключается в методах достижения поставленных целей. Так же, он является развернутой программой производственного, хозяйственного и социального направлений в деятельности сотрудников предприятия, направленной на выполнение заданий, с учетом полного использования ресурсов материального, трудового и финансового направлений.
При реализации тактического плана преследуется меньший риск, потому как решения более детализированы, направлены на решение внутренних проблем предприятия и имеют меньший временной промежуток действия. Решения такого вида больше наполнены конкретикой и относятся к определенным показателям в работе структурных подразделений предприятий, то есть они поддаются более тщательному контролю.
В таком плане содержатся пункты, которые касаются распределения ресурсов для максимизации прибыли, путем достижения целей. Зачастую, тактическое планирование отвечает за принятие решений, связанных с:
- составом, содержанием, сроками проведения и ресурсным обеспечением работ научно-исследовательского и опытно-конструктивного подразделений
- создание или профилированием производственных мощностей
- подготовкой кадров
- объемами продаж продукции
- уровнем и структурой издержек
- материально-техническим обеспечением производства
- источниками финансирования
Тактическое планирование содержит в себе три основные функции
- Функция прогнозирования подразумевает под собой направление усилий руководителей и специалистов компании на поиск целей и задач, которые будут реализовывать основные положения стратегического направления.
- Функция координирования состоит в определении пропорций, которые необходимо устанавливать между ресурсами и спецификой деятельности, что способствует созданию хорошей основы для координации усилий всех сотрудников.
- Функция контроля, состоит в регулировании и наблюдений за выполнением поставленных целей, что способствует максимизации ожидаемого результата.
Для выполнения планом возложенных на него функций, он должен выполнять следующие требования:
- гибкость, то есть должна учитываться инициатива людей, которые работают над выполнением плана
- при полноте составленного плана, решения принимают с учетом того ряда факторов, который имеет влияние на эффективность и реализацию заданий, содержащихся в тактическом варианте
- поддержка высшим руководством необходима для увеличения и расширения потенциальных возможностей, возложенных на этот процесс
- комплексность состоит в эффективной системе внутрифирменного планирования, то есть интеграция со стратегическими и оперативно-календарнымивидами
- возложение ответственности за разработку и процесс выполнения плана руководством на подчиненных, чтобы добиться причастности каждого работника на составление или выполнение поставленных целей
- достижение точности, ясности и лаконичности. Это необходимо для усвоения требований, изложенных в плане, и выступает залогом в его успешной реализации
Тактическое планирование – это составляющая стратегического планирования, и направлена на детальную работу в конкретизации стратегий.
Такой вид, необходим на каждом развивающемся и стремящемся к получению максимальной прибыли предприятии.